Museo naturale Улиссе Альдрованди и его роль на развитие естествознания в Европе в XVI ст.

  • O. V. Chervonenko Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины https://orcid.org/0000-0002-7707-3801
Ключевые слова: музей, естествознание, Европа, Альдрованди, натуралии, научные коллекции ХVI столетия

Аннотация

Улисссе Альдрованди - выдающийся итальянский естествоиспытатель, первый в истории полный профессор естественных наук, который сделал существенный вклад в становление музеев и научного естествознания в Европе и приобрел славу «отцп естествознания (по Карлу Линнею).  В статье приводятся обширные сведения из биографии Альдрованди и отслдеживается сложный путь формировании его научных интересов. Особое внимание в работе уделяется малоизвестной информации об особенностях научной коллекции и музея Альдрованди,с которыми автор ознакомилась лично в университете г.Болонья (Италия) в 2018г.  Музей, задуманный и созданный Альдрованди, сохранился до сих пор практически в малоизмененном виде, хотя претерпел множество перемещений целиком или частично. Обработанные нами каталоги коллекций, составленные ученым, демонстрируют стремления автора к учету, каталогизации и классификации доступных ему натуралий и других предметов, которые по его мнению могли отражать значение и место природы в жизни человека. Представляется довольно детальный обзор  многотомной (ок 400 томов) иллюстрированной энциклопедии Альдрованди, основой для написания которой стала научная коллекция натуралий автора. Отмечено, что несмотря на высокий уровень образованности и передовые взгляды Альдрованди, в его произведениях рядом с научными фактами сосуществуют наивные интерпретации с описанием фантастических персонажей ─ русалок, сфинксов, драконов и т. д. Вместе с тем, ученый отличал границу меежду имерическим исследованием природы и ее символической интерпретацией. Альдрованди был первым, кто привлек в естественную историю обльшое количество собственных и непосредственных исследований и целенаправленно собрал огромную коллекцию натуралий. Величие задуманного, количество и качество коллекций и масштабность научных интересов поражала современников Альдрованди, его музей был признан «наилучшим кабинетом в Европе и наибольшим микрокосмом природы» того времени. Подчеркивается, что научное наследие Альдрованди стало составной чвастью социального и культурного контекста рождения естественной истории как науки. Отмечено также огромное значение музея Альдрованди как популяризационной институции, которая предлагала «премудрость» в форме,  возможной для восприятия в то время форме и служила распространению истинных научных знаний.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. MacGregor A. Introduction.The origins of museum. London: Ashmolean, 2017. (University of Oxford). С. 1–5.
2. Scheicher E. The collection of archduke Ferdinand II at Schloss Ambas: its purpose, composition and evolution. The origins of museum. London: Ashmolean, 2017. (University of Oxford). С. 29–39.
3. Fucikova E. The collection of Rudolf II at Prague: caвinet of curiosity or scientific museum? Oxford, 1985. 49 с.
4. Mauries P. Cabinets of Curiosities. London: Thames&Hudson, 2002.С.123-146.
5. Olmi G. Science-Honour-Metaphor: italian cabinets of the Sixteenth and Seventeenth centuries. The origins of museum / London: Ashmolean, 2017. (University of Oxford). С. 5–17.
6. Грицкевич В. П. История музеев мира [Електронний ресурс] – Режим доступу: https://studfiles.net/preview/3053187/.
7. Червоненко О. В. Європейські ренесансні колекції натуралій як історична умова виникнення природничих музеїв [Електронний ресурс]. Науковий щоквартальник "Емінак" №3(19), 2017. Том2. С.131-137. [Електронний ресурс] Режим доступу: https://drive.google.com/file/d/0B3nG_d10WKQvcU8zcy0yMXRCZTQ/view.
8. Laurencich-Minelli L. Museography and ethnographical collections in Bologna during the Sixteenthn and Seventeen centuries. The origins of museum. London: Ashmolean, 2017. (University of Oxford). С. 17–24.
9. Улиссе Альдрованди [Електронний ресурс]. Режим доступу : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8,_%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5.
10. Юренева Т. Ю. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI-XVII века [Електронний ресурс] Вопросы истории естествознания и техники. №4. 2002. [Електронний ресурс] Режим доступу: http://vivovoco.astronet.ru/ VV/JOURNAL/VIET/CABINET.HTM.
11. Сотникова С. И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс [Електронний ресурс] Режим доступу: http://moyuniver.net/priroda-i-muzej-v-kulture-epoxi/.
12. Сотникова С. И. Музеология. М: Просвещение, 2004. 375с.
13. Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина М.: Минпросвет РСФСР, 1960. 468 с. (т.1).
14. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца ХУШ ст. [Електронний ресурс] СПб. 2004. Режим доступу : http://elibrary.spbguki.ru/592224/view#page=1.
15. Aldrovandi U. Historiae: Serpentum et Draconum. Libri dvo // Malvus Antonius Bernina. Bibliopola Bonon. 1640. [Електронний ресурс] Режим доступу: https://books.google.com.ua/books?id=Ce74K-IcGXwC&pg=PA456&lpg=PA456&dq=Aldrovandi+U.+Historiae:+Serpentum+et+Draconum.+Libri+dvo.&source=bl&ots=tGyLzGOeFc&sig=50X7vWfRNrAzZu-FEBA82-XkqtU&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjn6MT-m4HfAhULiKYKHbnQA_IQ6AEwC3oECAgQAQ#v=onepage&q=Aldrovandi%20U.%20Historiae%3A%20Serpentum%20et%20Draconum.%20Libri%20dvo.&f=
16. Aldrovandi U. Dendrologiae [Електронний ресурс]. Bonon. 1668. Режим доступу : https://books.google.com.ua/books?id=MM5YAAAAcAAJ&pg=PT4&lpg=PT4&dq=Aldrovandi+U.+Dendrologiae.+Bonon.&source=bl&ots=LoVNp3ztwu&sig=qSd4zVcsHl8R6dezIj9readPzQU&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjp-be3m4HfAhUCiSwKHdOXC1MQ6AEwCHoECAMQAQ#v=onepage&q=Aldrovandi%20U.%20Dendrologiae.%20Bonon.&f
17. Сотникова С. И. Естественноисторическая музеология. Томск: Томский университет, 2011. 250 с.
18. Альдрованде У. История змей и драконов [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://dragons-nest.ru/dragons/booksandarticles/knigi_o_drakonakh/uliss_aldrovandi_istoriya_zmey_i_drakonov.php.

References

1. MacGregor A.(2017). Introduction.The origins of museum. London: Ashmolean. (University of Oxford). pp. 1–5.
2. Scheicher E. (2017). The collection of archduke Ferdinand II at Schloss Ambas: its purpose, composition and evolution. The origins of museum. London: Ashmolean (University of Oxford). pp. 29-39.
3. Fucikova E. (1985). The collection of Rudolf II at Prague: caвinet of curiosity or scientific museum? Oxford. 49 p.
4. Mauries P. (2002). Cabinets of Curiosities. London: Thames&Hudson. pp.123-146.
5. Olmi G.(2017)/ Science-Honour-Metaphor: italian cabinets of the Sixteenth and Seventeenth centuries. The origins of museum. London: Ashmolean (University of Oxford). pp. 5–17.
6. Grickevich V. P. Istorija muzeev mira. [Нistory the museum of world]. Retrieved from https://studfiles.net/preview/3053187/ [in Russian].
7. Chervonenko O. (2017). Yevropejs`ki renesansni kolekciyi naturalij yak istory`chna umova vy`ny`knennya pry`rodny`chy`x muzeyiv.[European Renaissance natural collections as a historical precondition for the emergence of natural hystory museums]. "Eminak" №3(19). - Т.2.-pp.131-137. Retrieved from : https://drive.google.com/file/d/0B3nG_d10WKQvcU8zcy0yMXRCZTQ/view [in Ukrainian].
8. Laurencich-Minelli L. (2017). Museography and ethnographical collections in Bologna during the Sixteenthn and Seventeen centuries. The origins of museum. – London: Ashmolean (University of Oxford). pp. 17–24.
9. Ulisse Aldrovandi. Retrieved from : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8,_%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5. [in Russian].
10. Jureneva T. Ju. (2002). Zapadnoevropejskie estestvenno-nauchnye kabinety XVI-XVII veka.[Western European science cabinets of the XVI-XVII centuries]. Voprosy istorii estestvoznanija i tehniki.[Questions of the history of natural science and technology]. №4. Retrieved from: http://vivovoco.astronet.ru/ VV/JOURNAL/VIET/CABINET.HTM.[in Russian].
11. Sotnikova S. I. Priroda i muzej v kul'ture jepohi. Istoricheskij jekskurs. [Nature and museum in the culture of the era. Historical excurs]. Retrieved from: http://moyuniver.net/priroda-i-muzej-v-kulture-epoxi/.[in Russian].
12. Sotnikova S. I.(2004). Muzeologija. [Museology]. M: Prosveshhenie. 375p.[in Russian].
13. Lunkevich V. V. (1960). Ot Geraklita do Darvina. [From Heraclitus to Darwin]. M.: Minprosvet RSFSR. 468 p. (T.1).[in Russian].
14. Grickevich V. P. (2004). Istorija muzejnogo dela do konca 17 st. S.-Pb. [History of museum until the end of the 18th century]. Retrieved from : http://elibrary.spbguki.ru/592224/view#page=1.[in Russian].
15. Aldrovandi U.(1640). Historiae: Serpentum et Draconum. Libri dvo. Malvus Antonius Bernina. Bibliopola Bonon. Retrieved from: https://books.google.com.ua/books?id=Ce74K-IcGXwC&pg=PA456&lpg=PA456&dq=Aldrovandi+U.+Historiae:+Serpentum+et+Draconum.+Libri+dvo.&source=bl&ots=tGyLzGOeFc&sig=50X7vWfRNrAzZu-FEBA82-XkqtU&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjn6MT-m4HfAhULiKYKHbnQA_IQ6AEwC3oECAgQAQ#v=onepage&q=Aldrovandi%20U.%20Historiae%3A%20Serpentum%20et%20Draconum.%20Libri%20dvo.&f
16. Aldrovandi U. (1645). Dendrologiae. Bonon. Retrieved from: https://books.google.com.ua/books?id=MM5YAAAAcAAJ&pg=PT4&lpg=PT4&dq=Aldrovandi+U.+Dendrologiae.+Bonon.&source=bl&ots=LoVNp3ztwu&sig=qSd4zVcsHl8R6dezIj9readPzQU&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjp-be3m4HfAhUCiSwKHdOXC1MQ6AEwCHoECAMQAQ#v=onepage&q=Aldrovandi%20U.%20Dendrologiae.%20Bonon.&f
17. Sotnikova S. I. (2011). Estestvennoistoricheskaja muzeologija. [Natural History Museology]. Tomsk: Tomskij universitet– 250 p.[in Russian].
18. Al'drovande U. Istorija zmej i drakonov. [The story of snakes and dragons]. Retrieved from : http://dragonsnest.ru/dragons/booksandarticles/knigi_o_drakonakh/uliss_aldrovandi_istoriya_zmey_i_drakonov.php. [in Russian].
Опубликован
2018-12-17
Как цитировать
Chervonenko, O. (2018). Museo naturale Улиссе Альдрованди и его роль на развитие естествознания в Европе в XVI ст. История науки и техники, 8(2(13), 560-572. https://doi.org/https://doi.org/10.32703/2415-7422-2018-8-2(13)-560-572
Раздел
История науки